История шафрана
Существует гипотеза, что шафран (крокус – по-латыни или зеферан – по-арабски) – самая древняя приправа на Земле. Название этого растения происходит от греческого «kroke», что в переводе означает «нить, волокно». С арабского «sepheran» переводится как «желтый». История растения уходит корнями во времена последнего этапа каменного века, неолита, а это период не ранее 7 000 лет до нашей эры (в некоторых странах неолит датируется 10 000-ми лет до н.э.). Уже с этого момента известно об использовании красок на основе шафрана в наскальных рисунках древних людей.
На базе неолита начинается история эгейской культуры, самой древней человеческой цивилизации, захватившей период с 3000 до 1200 лет до нашей эры и существовавшей на островах и побережьях Эгейского моря, с островом Крит в центре этой древней народности. Самым известным архитектурным памятником эгейской культуры является Кносский дворец. А наиболее ранняя его фреска – «Собиратель шафрана» (предположительно, 1800-1700 лет до нашей эры), на которой изображен человек, склонившийся к крупным белым распустившимся цветкам крокуса.
На следующем этапе эгейской культуры, во времена минойской цивилизации, крокус тоже имеет весомое значение в жизни древнего общества. После извержения вулкана на острове Санторини около 1630 года до н.э., большая часть суши ушла под воду (кстати, именно это событие и легло в основу легенды о затонувшей Атлантиде). В 1964 году на полуострове Акротири острова Санторини, начались археологические раскопки. Среди прочих исторических ценностей древней исчезнувшей цивилизации, в так называемом Доме адмирала (это название придумал первооткрыватель, греческий историк Спиридон Маринатос) в 1967 году обнаружены фрески с изображениями минойских женщин, собирающими шафран. Для такого важного и ответственного занятия, женщины облачены в нарядные туалеты и украшены изысканными прическами. Одна из существующих исторических гипотез говорит об удивительной миролюбивости минойского народа, а базируется она как раз на подобных изображениях размеренного и праздничного уклада жизни древних минойцев.
Первые письменные упоминания о шафране датируются тремя тысячами лет до нашей эры – записи о крокусе встречаются в шумерской клинописи. Вавилоно-ассирийская культура шумеров – тоже одна из древних цивилизаций, состоящая из жителей Месопотамии (область между реками Тигр и Ефрат), и находящаяся сегодня на территории современного Ирака. Известно также, что именно в Месопотамии шафран впервые употребили в пищу.
Говоря о самых ранних упоминаниях крокуса, приведем подборку дошедших до нашего времени исторических фактов. Древние персы вплетали нити из крокуса в ткани для обрядовых жертвоприношений еще за 10 000 лет до нашей эры, а также делали на основе крокуса благовония и ароматические масла. Воины Александра Македонского применяли шафран для лечения ран, а сам Александр Великий любил добавлять это растение в вино и принимать с ним ванны. Золотой цветок упоминается в Ветхом Завете как благовоние и краситель. В китайских древних книгах шафран именуется чудодейственным лекарственным средством. Последняя царица Египта, роковая красавица Клеопатра (жившая в 69–30гг. до н.э.), тоже очень любила принимать шафрановые ванны, это был один из секретов ее неотразимости. Египетские целители широко применяли крокус для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта. А еще египтяне активно использовали крокус для бальзамирования. В Англии, в Эссексе, существуют древние развалины замка Шафран Уолден (1125-1141 г.г.), названного в честь выращиваемого там крокуса, именно эта английская местность была центром производства шафрана в Великобритании. Финикийцы, удивительный и загадочный средиземноморский народ, вели успешную торговлю шафраном через портовые города Тир и Сидон (ныне Сур и Сайда, соответственно), откуда тот переправлялся уже в западную Турцию и Грецию.
Благодаря бурному развитию мореплавания во времена Крестовых походов западноевропейских рыцарей против иноверцев (походы X – XIII веков), шафран был завезен с Востока в Западную Европу. Впоследствии в Европе этот цветок стал олицетворением богатства и высокого общественного статуса. Позже из Европы шафран перекочевал в Америку. А Испания стала первой страной, начавшей активно выращивать крокус на плантациях.
В древнем Риме шафран использовали в качестве лекарства и благовония, существовала даже мода на одежду шафрановых оттенков, этот цветок считался настоящим предметом роскоши. Известно, что именно благодаря крокусу Нерон стал императором – он распорядился посыпать дороги Рима золотым цветком, чтобы простые смертные хотя бы на один день прикоснулись к роскоши, тем самым существенно повысив свою популярность.
После падения Римской империи использование крокуса в странах Европы несколько снизилось, но возобновилась с новой силой, когда в XIV веке началась эпидемия чумы. Вместе с потребностью в других медикаментах, активизировалось и применение шафрана.
В X веке (в период с 978 по 993 год) в Индии, возле города Шраванабелагола генералом Чамундараей воздвигнута каменная статуя джайнского святого Бахубали высотой 17 метров. Джайнизм – одно из религиозно-философских учений Индии, основанное на вере в перерождение души. Статуя Гоматешвары – самый мощный монолитный памятник в мире, возглавляющий список «Семи чудес Индии». Каждые 12 лет многочисленные верующие собираются здесь для проведения особого ритуала Махамаштака-абхишеки, в ходе которого джайны посыпают статую Гоматешвары шафраном и золотыми монетами. Следующая Махамаштака-абхишека будет проходить в 2018 году.
Начиная с 1963 года, в испанском городе Консуэгра ежегодно проводят Фестиваль Шафрана. Символом фестиваля, конечно же, является крокус. Празднование приурочено ко времени цветения растения, к середине осени. Именно в этой исторической местности собирают 90% испанского шафрана, поэтому коренные жители придают душистому цветку очень высокое значение. В дни фестиваля проводятся многочисленные конкурсы, связанные с обработкой золотого цветка, а также гости по традиции посещают шафрановые поля.
Буддийские монахи издавна окрашивали этим растением свои одеяния, этот обычай возник после смерти Будды Сиддхарта Гаутама, и по сегодняшний день монахи-ламы во главе с Далай-ламой облачены в одежду шафрановых оттенков. Цветок крокуса не только придает насыщенный цвет одеждам, он является олицетворением высокого уровня концентрации духовной энергии Тибета.
Существуют разные теории по поводу происхождения крокуса. Приверженцы общепринятой теории считают родиной золотого цветка южную Азию и датируют его появление 900-2500-ми годами. Время появления крокуса в Китае историки связывают с упоминаниями растения в китайских медицинских трактатах от 200-300 годов. Одна из существующих теорий говорит и об индийском, с истоками из долины Кашмир, происхождении цветка.
Сегодня шафран выращивают в Иране (ведущий поставщик крокуса), Индии (провинция Кашмир), Испании (провинция Хорасане-Розави), Греции, Франции, Англии, Америке (штат Пенсильвания), Грузии.